Прамполини


Прамполини
, Энрико (Prampolini, Enrico) 1894, Модена — 1956, Рим. Итальянский художник. Представитель футуризма. С 1912 учился в римской Академии художеств. Вскоре покинув ее, стал посещать студию Балла. Участвовал в футуристических выставках с 1912. В ряде манифестов (Хромоформа, Абсолютные конструкции мотошумов, Сценография, Цветоскульптура и тотальность и др.) отстаивал идею тотального искусства, сливающегося с окружающей средой. В 1916 познакомился с Т. Тцара, участвовал в выставке цюрихских дадаистов. Был одним из основателей авангардистских журналов Предоткрытие (Avanscoperta, 1916) и Мы (Noi, 1917). Сотрудничал с авангардистскими объединениями Германии, Чехословакии и других европейских стран. Много занимался сценографией, стремясь к принципиальному пересмотру концепции современного театра. В 1924 опубликовал манифест Футуристическая сценическая атмосфера. В 1925—1937 жил в Париже, где входил в абстракционистское объединение "Круг и квадрат", а затем в группу "Абстракция—Творчество". Вернувшись в Италию, в 1941 окончательно обосновался в Риме. Продолжал заниматься сценографией. С 1945 активно пропагандировал абстрактное искусство, содействуя подъему этого направления в Италии. Картины Прамполини представляют собой коллажи или коллажеподобные абстрактные композиции. В коллажах художник фиксировал случайное расположение предметов, брошенных на поверхность. Глаз, рассеянно блуждающий среди разнофактурных, рельефных форм (перья, засушенные листья, ветки, провода, клочки ваты, бумаги, сетки, кружевные ткани), постепенно обнаруживает в их скоплениях некое подобие ландшафта, медленно проплывающего под крылом самолета: рассеянные по земле кустарники, холмы, постройки, овраги, озера и потоки, вытекающие из ледников (Монастырь бегинок, 1914, Рим, архив Прамполини; Полиматериальный автоматизм, ок. 1940, Бирмингем, частное собрание). Принципы "аэроживописи" были сформулированы младшим поколением футуристов в манифесте 1929, но фактически сложились значительно раньше. Разбросанные по поверхности элементы пейзажа, увиденного с высокой точки при скоростном полете, воспринимались художниками как аналог некоторым психическим процессам: течению мыслей и воспоминаний, непреднамеренно возникающим ассоциациям, потоку "слов на свободе". Коллажи Прамполини демонстрировали эту "интуитивную психологию материи" (Маринетти). В таких работах, как Повседневный автомат (1930, Рим, частное собрание), Форма-сила в пространстве (1932, Рим, частное собрание), блуждающая линия словно наугад объединяет рассеянные формы, фигуративные и абстрактные. Прамполини, видный представитель т. н. второго футуризма, оказал значительное влияние на художников послевоенного авангарда.
Лит.: Pfister F. Enrico Prampolini. Milano, 1940; Courthion P. Enrico Prampolini. Roma, 1957; Menna F. Enrico Prampolini. Roma, 1967.
В. Крючкова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Смотреть что такое "Прамполини" в других словарях:

  • Прамполини — Прамполини, Энрико Энрико Прамполини( ит. Enrico Prampolini; род. 20 апреля 1894г. Модена ум. 17 июня 1956г. Рим ) итальянский художник футуристического направления. Жизнь и творчество В 1915 году Э.Прамполини выпускает манифест «Футуристическая… …   Википедия

  • Прамполини, Энрико — Энрико Прамполини (ит. Enrico Prampolini; 20 апреля 1894, Модена 17 июня 1956, Рим) итальянский художник футуристического направления. Жизнь и творчество В 1915 году Э. Прамполини выпускает манифест «Футуристическая сценография и… …   Википедия

  • Социалистические партии — I Общий обзор. Германия. Франция. Бельгия. Голландия. Швейцария. Австрия и Венгрия. Англия. Италия. Испания и Португалия. Дания, Швеция и Норвегия. Болгария, Сербия и Румыния. Америка. Австралия. Япония. Под этим именем разумеются все те… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Социалистические партии (дополнение к статье) — Международный социализм. Германия. Франция. Бельгия и Нидерланды. Австро Венгрия. Англия. Италия. Второстепенные государства Европы. Америка. Австралия. Япония. Россия и Финляндия. Шестой международный социалистический конгресс собрался в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Аэроживопись — (итал. Aeropittura)  художественное течение в итальянской живописи, заключительная часть «второй волны» футуризма. В числе многочисленных художников, представлявших аэроживопись, можно назвать Джерардо Доттори, Тото, Альфредо Амбрози,… …   Википедия

  • Казак, Николай (художник) — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Казак. Николай Казак белор. Мікалай Казак Дата рождения: 4 сентября 1917(1917 09 04 …   Википедия

  • Театрально-декорационное искусство —         искусство создания зрительного образа спектакля (См. Спектакль) посредством декораций, костюмов, освещения, постановочной техники. Развитие Т. д. и. тесно связано с развитием Театра, драматургии, изобразительного искусства.         … …   Большая советская энциклопедия

  • ФУТУРИЗМ — (лат. future будущее) идейно художественное течение в рамках модернизма в период с 1910 х по 1930 е в Италии и, отчасти, Франции и России. Основоположник теоретик Маринетти; классические представители: У. Боччони, Дж. Северини, Дж. Балла, К.… …   Новейший философский словарь

  • Театрально-декорационное искусство —         сценография (термин, традиционный для западноевропейского искусствознания, в советской науке распространён со второй половины XX в.), искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций, костюмов, освещения,… …   Художественная энциклопедия

  • Футуризм —         (от лат. futurum будущее), общее название авангардистских художественных движений 1910 х начала 20 х гг. в некоторых европейских странах (прежде всего в Италии и России), близких в отдельных декларациях (прокламирование идей создания… …   Художественная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.